Приехав 26 марта в Ереван и окунувшись в +21 со своим питерским взглядом на весну, не совсем осознаёшь, где ты и кто ты. Но совсем не сложно понять, когда вдруг на следующий день дождь и +10. Обычная питерская история : из огня да в полымя. В общем, мы захватили в своей поездке один из 65 армянских дождливых дней в году. И как армяне относятся к дождливым дням, я говорила в предыдущем посте, и то, что поведала нам об этом гид Маня, тоже. Маня сопровождала нас в поездке по двум важным для Армении местам: храм Гарни и монастырь Герард. Храм Гарни - единственный сохранившийся языческий храм в Армении, посвященный богу солнца Митре. На самом деле, само существование этого храма - почти чудо, ведь Армения первая приняла христианство в качестве государственной религии аж в 301 году, и сам Григорий Просветитель лично проследил за тем, чтобы все языческие святилища были уничтожены. Говорят, что Гарни сохранился потому, что он очень понравился сестре тогдашнего правителя Тордата III, которая попросила оставить его в составе своей летней резиденции на территории крепости Гарни. А чтобы храм Гарни не особо бросался в глаза, его "прикрыли" христианским православным храмом, который построили рядышком. От него сейчас остался только остов, ибо территория вокруг хоть и нереально красивая, но очень сейсмоопасная: весь комплекс зданий, вместе с храмом Гарни был уничтожен разрушительным землетрясением 1679 года. И только в 50-ые годы 20-го века храм был восстановлен из руин. Его сложили из старых базальтовых камней, которые удалось собрать во время восстановительных работ на территории крепости, но те детали, которые не смогли найти, заменили новыми, которые не стали специально "старить", чтобы храм Гарни не получил статус реплики или новодела. И если присмотреться внимательно, то можно увидеть, что храм состоит как-будто из кубиков, взятых из разных коробок: посветлее и потемнее. А вот резиденцию царей и церковь восстанавливать было уже не из чего, потому что изначально их строили из известного вам розового туфа и местные просто растащили сей строительный материал на свои нужды. В храм ведут девять тридцатисантиметровых ступеней. Такая высота выбрана неслучайно. Ведь быстро подняться по ним не выйдет. Подъём потребует времени и сосредоточенности на текущем моменте. Вот и получается, что даже высокий человек, поднимаясь, как бы преклоняется перед величественным зданием. Здание обрамляют двадцать четыре пилона. Как вы уже догадались, это тоже не случайность. Двадцать четыре символизирует количество часов в сутках. Все пилоны украшены изображениями атлантов: могучие титаны стоят на колене, а руками поддерживают жертвенники. Внутри храма когда-то находилась статуя бога Митры - бога Солнца. Иногда она становилась центральной фигурой «мистического спектакля», устраиваемого местными жрецами. В определенное время суток солнечные лучи, проходя сквозь отверстие в крыше здания, падали на отполированный камень, от него лучи шли на пол, в котором находилось квадратное углубление с водой, и уже от воды отражение попадало на статую Митры. В общем, закон "угол падения равен углу отражения" жрецы истолковывали как чудо Божественного Солнца. И конечно, после языческого храма нужно смыть грехи, что и сделал очень сильный дождь. И уже очищенные мы поехали в православный монастырь Герард, построенный в ущелье, практически в скале. Его ещё называют Монастырь Копья - церковные легенды связывают это название с хранившимся здесь некогда копьем, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос одним из стороживших его римских легионеров. Но это имя было дано гораздо позднее, чем дата основания монастыря, которая никому не известна. Армянское православное христианство отличается от нашего своими канонами и догмами, в которых без специального образования сложно разобраться. Но такое отличие отражается и в церквях. В армянской церкви нет большого количества икон, все они висят выше человеческого роста, ибо у армян не принято прислоняться к ним ни губами, ни лбом. Исповедаться можно без помощи священника, потому что оный тоже человек, а человек не идеален. Поэтому можно прийти в исповедальню и рассказать богу о своих грехах и проблемах. Но если ты хочешь, чтобы тебе помог священник, то пожалуйста. Женщинам в церковь не обязательно входить с покрытой головой и в юбке. И вообще, нет обязательных требований к внешнему виду, ибо если ты пришёл в церковь, то значит тебе очень нужно. В общем, особенностей очень много, но есть очень важная черта, о которой однажды сказал Патриарх Кирилл: «Наши отношения уходят вглубь веков… Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений». И эти отношения таковы, что ни у кого и мысли не возникнет устраивать пляски и оргии вокруг молящихся. PS. Я не идеальна, идеален только Бог. А значит могу ещё раз похвастаться, прости мне моё тщеславие, Господи. Именно рядом с монастырём Герард, в горах Армении, я услышала фразу от очаровательной женщины: - Простите, а это не Вы в Тик Токе танцуете? - Если Вы про даму в красных штанишках, то да, это я.